«Жизнь опасна если рядом
Зажигалки, спички, ток
Не бери их в руки, детка,
Вот тогда и будет толк».
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.
Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры — ведущего вида деятельности дошкольников. В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар — большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий.
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме: ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений; использование публикаций в периодической печати; проведение творческой игры «Мы пожарные»; организация тематических конкурсов детских рисунков «Огонь — друг, огонь — враг» и др.; использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о пожарной безопасности»; встречи с интересными людьми профессии «пожарный»; экскурсии в музей и пожарную часть; просмотр диафильмов и видеофильмов по данной тематике; игры-драматизации, развлечения.
Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения.
В старшей группе «Колобок» воспитатель Сторожева Г.М. с детьми провела познавательную беседу «Огонь – друг, огонь – враг» по правилам пожарной безопасности. Ребята наперегонки рассказывали о том, почему нельзя играть с огнем, какие правила нужно выполнять для сохранения собственного здоровья и жизни окружающих. Внимательно рассматривали плакаты по противопожарной безопасности и на занятии по рисованию нарисовали рисунки и знаки по пожарной безопасности.
Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности — оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.