Нас в любое время года учит мудрая природа
Учит по календарю, по живому букварю
Птицы учат пению, паучок терпению,
Учит нас пчелиный рой дисциплине трудовой,
Обучает жить в труде и по справедливости
Учит нас правдивости, учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно
Нас деревья всех пород весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе. (В. Орлова)
Наблюдения и труд в природе — это первый шаг на пути познания ребенком окружающего его природного мира, на пути освоения духовного опыта взаимодействия человечества с природой, на пути формирования собственного экологического идеала. С каким экологическими идеалами в сознании вырастут наши дети: заботливыми, бережливыми хозяевами природы или равнодушными, жестокими потребителями-разрушителями — зависит от нас, взрослых. В первую очередь от того, какой пример отношения и взаимодействия с природой показываем мы детям. А во вторую — от наших эмоций, нашего душевного отклика на те или иные явления, объекты природы.
Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года. Весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть, а зима - тишина и сказка.
Дети средней группы сами убедились в правдивости этих слов, посетив весенний лес. Подходя к лесу, все громче слышны звонкие птичьи голоса. Ребята вспомнили, что весной в лесу шуметь нельзя, так как птицы выводят птенцов. Они любовались первыми молодыми листочками на деревьях; выросшими из-под сухих прошлогодних листьев листочками ландыша, калужницы; красивыми листочками папоротника. Дети вспомнили, что из семян-носиков клена выросли молодые клены. Тут же радовал детский глаз молодой зеленый мох.
Вернувшись с экскурсии в весенний лес, дети сделали вывод: «Нужно беречь и преумножать природу». Рассказали о том, как они родителями весной убирали мусор на улице и в огороде, участвовали в субботнике по уборке придомовых территорий, сажали цветы на клумбах.
Затем вместе с воспитателем оформили фотовыставку «Я и природа».