Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Свою миссию мы видим в  создании условий для получения всеми воспитанниками доступного качественного образования, воспитания и развития, в обеспечении личностно-ориентированного подхода и сохранения здоровья дошкольников в условиях  воспитательно–образовательного процесса в ДОУ через профессионализм  каждого педагога.

В ДОУ созданы все необходимые условия для полноценного развития детей, их воспитания и обучения, коррекции, оздоровления, для  высокопроизводительной работы персонала, творческого роста педагогов. С каждым годом совершенствуется предметно-развивающая среда, позволяющая ребенку успешно развиваться в разных видах деятельности,  осваивать навыки общения и установления позитивных взаимоотношений. В каждой возрастной группе она своя, созвучная тем программам и технологиям, по которым работают педагоги. Для детей в группах   оборудованы центры активности, созданы условия для уединения.

  Вся работа с детьми в детском саду строится с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Занятия сочетаются с игровой деятельностью вне занятий, работу кружков по интересам. Основной акцент мы делаем именно на процесс взаимодействия педагога с ребёнком в детском саду, точнее на  образовательных технологиях, используемых в этом процессе,  поскольку  его центром  и точкой приложения  данных технологий  и является ребёнок. Владение технологиями  требует от педагога значительно большей творческой  заинтересованности и увлечённости. В  последние несколько лет в сфере дошкольного образования  появилось большое количество  различных программно-методических разработок. Наши  педагоги выбрали  проектный  метод обучения  детей. Проект – это цель принятая и освоенная детьми, актуальная  для  них, это детская самодеятельность, конкретное практическое  творческое  дело  поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком  окружающей среды. Работа над  проектом развивает воображение фантазию творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности  не только дошкольника но и педагога. Много интересного познают дети в ходе реализации проектов и на занятиях. Педагоги стараются донести знания до каждого ребенка, стараются обыгрывать каждое занятие т.к. в игре ребенок познает больше, запоминает лучше. Поэтапно мы проводим мониторинг знаний детей в процессе работы над тем или иным проектом (мониторинг педагогического процесса.) Постоянное наблюдение за деятельностью педагогов, накопление и сбор информации, обновление информации, системный учет, обработка и анализ результатов проводится в виде диаграмм, схем, что позволяет вычислить  эффективность проекта, занятия, сделать выводы, разработать предложения  и наметить систему мер по устранению выявленных проблем.

Направление детского сада - экологическое воспитание, которое рассматривается через воспитание любви к природе родного края. Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В  последние несколько лет в сфере дошкольного образования появилось большое количество  различных программно-методических разработок. Наши педагоги выбрали  проектный  метод обучения  детей. Проект – это цель принятая и освоенная детьми, актуальная  для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком  окружающей среды.

Тема эксперимента нашего детского сада: Проектный метод в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Проект – это цель принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программ)  на  основе единого проекта. Работа над проектом развивает воображение  фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности дошкольника. Этот метод относится к развивающим  т.к. дети получают знания и навыки в процессе выполнения системы заранее спланированных  заданий для достижения поставленной заранее цели.

Цель: Сформировать у детей умение видеть многообразие  мира в системе взаимосвязей и  взаимозависимостей.

Задачи:

o  Осуществить развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей, схем, ТРИЗ.)

o  Расширить перспективу поисково-познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

o  Выявить динамику развития познавательной деятельности.

o  Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

o  Изучить и обобщить опыт работы МДОУ 

Воспитатели очень творчески подошли к разработке  проектов. Из-за отсутствия  опыта  в составлении были и свои трудности, но сейчас педагогический коллектив успешно осваивает и реализует проектный метод, как средство повышения качества образования.

Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Проекты педагогов разработаны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметной среды ДОУ. Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Разработаны педагогические проекты, каждый из которых внедряется в практику:   

o  Проект «Голубое поле», «Наши маленькие друзья» разработан  воспитателем первой квалификационной категории Хмелёвой Светланой Александровной.

o  Проект «Шестиногий народец» разработан  воспитателем 2-ой квалификационной категории Сторожевой Галиной Меркурьевной.  

o  Проект «Спортландия» разработан  воспитателем первой квалификационной категории Калининой  Галиной Геннадьевной 

o  Проект «Секреты бабушкиного сундука» разработан воспитателем первой квалификационной категории Барченковой Ольгой Михайловной. 

o  Проект «Цветы родного края» разработан   воспитателем второй квалификационной категории Судаковой Еленой Павловной.  

o  Проект «В стране геометрических фигур» разработан воспитателем второй квалификационной категории Подольских Оксаной Валерьевной.  

o  Проект «Экология в дидактической игре» разработан  воспитателем Беловой Татьяной Александровной.  

Для работы по проектам в детском саду создана специальная развивающая среда:

o  зимний сад

o  планетарий

o  комната национальной культуры

o  комната «Светофорик»

o  комната психологической разгрузки

o  изостудия

Изготовлено множество моделей и схем по ознакомлению с растениями, животными, рыбой, птицами, насекомыми. Составлены линии жизни, следы зверей и птиц,  ведутся дневники, где дети делают зарисовки по сезонам, и темам проектов. Самостоятельность детей в процессе познания дает возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, развивает способности к моделированию. Воспитатели акцентируют внимание не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способности.

Реализация проектов помогла воспитателям осуществлять педагогическое  сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира: заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта; поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме; вызвать эмоциональный отклик; создать атмосферу радостного сотворчества с ребёнком, ориентировать детей на использование собственного опыта, накопленных знаний, впечатлений.

Каждый воспитатель в нашем детском саду выступает не только в роли разработчика содержания  детской деятельности и оборудования тематической площадки, но и в  роли генератора идей сотрудничества, что позволяет ему успешно взаимодействовать с другими сотрудниками и родителями, оказывать влияние на качество работы всего коллектива.

На основе этих проектов разработан сборник «Результаты проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», где представлены проекты воспитателей, он целиком посвящен  инновационным разработкам наших педагогов, которые не только  нарабатывают материал, но и активно его пропагандируют через разные формы методической работы: мастер - классы, открытые просмотры, выступления на методических мероприятиях. Это  одно из направлений инновационной деятельности в МДОУ, которое направлено на индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса. Представленные материалы полностью соответствуют выбранной теме экспериментальной деятельности, педагоги стремятся через различные формы работы  найти подход к каждому малышу и  стараются раскрыть его потенциальные  способности и возможности.

На этом этапе работа воспитателей не остановилась. Они разрабатывают новые проекты, ищут идеи, перспективы развития экспериментальной работы. В летний период педагоги разработали и внедрили мини проекты  такие как:

 «Солнышко на грядке» -Хмелева С.А.,

«Петушиная семья» - Иванова С.Г.,

«Чудо огонечек - липовый цветочек» - Фадеева Л.И.,

«Одуванчик - желтый сарафанчик» - Судакова Е.П.,

«Божья коровка» - Калинина Г.Г…

Каждый проект, разработанный нашим детским садом  – это маленькое зёрнышко опыта работы с детьми, а вместе составляют узор данной работы.